среда, 19 августа 2015 г.

Деревенька моя

 Последнее время меня назойливо  посещали мысли наведаться в деревню, где прошло мое босоногое детство. Я совершенно не могла  найти толкование  этому явлению. Я не скучала особенно по родным местам, у меня не было навязчивого желания вдруг купить билет и уехать. Но все больше разжигалось любопытство -как оно там сейчас.
Память вырывала отдельные эпизоды  из детства , а губы произвольно растягивались в улыбке.
Я терпеть не могла платья. Возможно потому, что шились они из грубой материи и все равно беспощадно рвались в клочья, потому что штурмом брались заборы в походах за соседскими яблоками, хотя своих было навалом. Лазание по деревьям, заборам и еще где не попадя. Платье умудрялось зацепиться за колючую сливу или за острый кол на заборе. Я оттягивала, как могла возвращение домой,  пыталась незаметно проскользнуть мимо мамы, снять ненавистное платье и засунуть его куда-нибудь под матрас.
Платье обнаруживалось с последующей  трепкой и причитаниями матери "горе, а не ребенок, и за что мне такое несчастье".
На неделе, крепко сжав мою руку в своей, потому что я норовилась вырваться и убежать, мама вела меня на другой конец деревни к портнихе. Я получала еще одно нелюбимое платье из вельвета с грубым швом на талии, который я все время теребила  руками, потому что он мешал мне.

На нашей маленькой кухне  у окна висела связка горького красного  перца. Я стояла на табуретке и играя, теребила стручки перца, а потом, уставши , терла руками глаза.
Это был один из привычных дней, когда мама управлялась по хозяйству, а я была предоставлена  сама себе. Слез было море.

Играя со сверстниками на улице, заметила мелькнувший белый халат в соседнем дворе. Кто-то из детворы был зазван домой. Фельдшерица пришла в деревню делать прививки от оспы и раздавать таблетки от глистов.
Я рванула прочь через пыльную дорогу по широкому лугу. Мои преследователи наступали на пятки, пытаясь схватить меня за шиворот. Я изворачивалась и снова бежала, спотыкаясь о кочки, но на моем пути была узкая, но местами глубокая речка.
Пойманную за шкирку, притащили домой. Прививку сделали, таблетку засунули, а я  еще  долго не могла простить преследователей.

С вопалением легких положили в больницу. Отец приехал навестить меня с трехлитровой банкой огурцов. Не помню, чтобы я так любила соленые огурцы. В тот же день меня  выписали ,и всю ухабистую дорогу домой  я подпрыгивала своим детским тельцем  на сиденье грузовика.    

У нас вторых в деревне появился телевизор. Каждый вечер после ужина в дом приходили сельчане, долго вытирали ноги у порога,  проходили в зал. Стульев на всех не хватало, садились на пол.

В садик меня не водили. Иногда мама брала меня с собой  на работу. Работала она в то время на стройке. Пока она стояла на лесах, я развлекала себя чем могла. Заметив большую черную лужу, попробовала ее пальчиком. Теплая вязкая жидкость прилипла к ладошке. Отерев ее о платье, пошла в лужу.
"Верка, девка твоя в гудроне увязла" Помню, как мама рассказывала, что платьишко мое упало колокольчиком вокруг меня.

Однажды родители вернулись из города с покупками. Среди   обновок  для меня были длинные чулки. А мне очень хотелось гольфы.  В отсутствие родителей вооружившись тяжелыми портняжными ножницами, кроила  себе гольфы. Трепка была.

Игрушек я не помню. Мамина сестра выдала замуж дочку. После свадьбы на шифонере у них поселилось много красивых кукол.  И отправилась я за куклой через поля и села. Не знаю, как мама отпускала меня далеко. В то время расстояние в 10 км было привычным.

С взрослением становилось больше обязанностей. Родители строили дом  далеко от нашей деревни. Возврашались поздно и все дела домашние были на мне и старшем брате. Играть со сверстниками тоже хотелось. Подметала воле дома и собирала огурцы на грядке под свет луны. Утром, сонная, провожая корову в стадо, вслед слышала ругательства мамы." Всю ботву поломала, окаянная."

В полдень  надо было идти на стан доить Чайку. Размахивая  доенкой, ловя стрекоз на ходу и головастиков в луже , бежала быстро, увидев, что  сельчанки возвращались с полными ведрами молока. Чайка была спокойная, с крутыми боками и черно -белой раскраской, но неистово хлестала хвостом, разгоняя слепней. Присев на корточки, я мыла вымя чудом оставшейся водой в доенке, вытирала мягкой чистой тряпкой, привязанной к ручке и струи парного молока звонко разбивались о стенки, наполняя ведро.
Домой я возвращалась быстрее, сменяя руки от тяжести и быстро семеня ногами.

Вспоминалось, как холодной  зимой  мы с мамой везли на санках полоскать белье на реку. Полоская одну вещь за другой, мама терла красные от холода руки, а я скучая, ждала, когда же мы наконец пойдем домой.

В доме пахло свежеиспеченным в русской печи хлебом на капустном листе.
Мама ловко поддевала большие круглые буханки деревянной лопаткой, спешно укрывала их чистым рушником, отгоняя нас.  Нам не терпелось получить кусок душистого теплого хлеба с холодным молоком, а хлебушку надо было постоять.

Сенокос, чердак со свежим сеном. Когда к нам приезжали гости  издалека, ночевали они на чердаке, потому что в доме не было места. Со щенячьим востогром мы неслись с  простынями на чердак. Когда были ,гости нам разрешалось спать  с ними.

Мне  говорили, что деревни уже нет, но все же хотелось посмотреть своими глазами.
Свернув по указателю,  проехали по бетонной дороге мимо кое-где выглядывавших из глубоких зарослей домов. Окна  некоторых из них были заколочены досками, а тропинки, ведущие к дому , заросли высокой травой.
Дорога вдруг резко оборвалась и мы остановились в растерянности.  Вдоль дороги с тросточкой шел дедок, который потом вовсе оказался беззубым дядькой. Я стала расспрашивать его о деревне, как туда проехать. "Дык нету деревни уже. Заросло все  и дороги нету."
"Я вижу, что и в этой деревне тоже почти  ничего не осталось. А школа-то где?"
Дядька махнул рукой в ту сторону , где была школа.
Смеркалось. Густые заросли, уходящие вдаль луга и перелески вызывали щемящее чувство пустоты. И лишь электрические провода  говорили, что есть еще здесь жизнь.

  Приятно удивил ухоженный и свежевыкрашенный памятник участникам Великой Отечественной войны.


По пути  домой заехали посмотреть деревню, где жила мамина сестра. У тети Маши я бывала очень часто ребенком и позднее, уже подростком.
Дом ее сгорел, остался плодовый сад, который я очень хорошо помню. Особенно запомнилось варенье из дикой груши и райского яблока.  Цельные фрукты в  тягучем сиропе, а хранилось варенье в эмалированой кастрюле. 
Было что-то мистическое  в этом заброшенном саду. Мне было неуютно там.

 Внизу под горкой была баня и топилась она по черному. На склонах рос орешник. Хорошо было сидеть зимой на печке у тети Маши, где лежал мешок с орехами.


Так и не побывала я в моей деревне. Брат мой тоже сказал , что проехать туда невозможно уже.  С 2004 года там уже никто не живет.







44 комментария :

  1. Ох, как красиво и грустно... Галя, ну что ж, пусть и деревня, и озорное детство, и родные останутся в твоей памяти, у каждого что-то такое щемяще-родное остаётся тайничком в душе. А сейчас радуйся новой своей жизни, ведь столько в ней хорошего, правда?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, сегодняшняя жизнь конечно радует. Несмотря на проблемы со здоровьем мне грех жаловаться. Я и не жалуюсь, Всем бы так жилось моим, соотечественникам. Прежде всего я имею ввиду здравоохранение и социальную помощь.

      Удалить
  2. Галя, Галя, Галя, да ты писательница!!! Прочитала на одном дыхании. Столько всего отозвалось своими воспоминаниями... Гудрон - хе-хе, было, по чужим садам - было! Но ты доила корову - Уууу, ты героиня!
    Галя, как хорошо, что написала, девочки твои прочитают.
    Обнимаю

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, ты тоже по гудрону спец))) Да, пишу, чтобы девчонки мои читали. У меня сейчас так много вопросов к маме, а она уже не ответит мне.

      Удалить
  3. невероятно красиво и грустно...написано очень душевно...всколыхнуло море пямятных событий и в моей душе...ты описала мое детство в деревне у бабушки...перед глазами стоит крынка молока и свежий хлеб на подоконнике, для нас -сорванцов, которых было трудно загнять домой на "перекус"...доила и корову, получала хвостом по затылку, косила траву вместе с дедом, проваливалась зимой в прорубь...а сколько страшных историй было рассказано и услышано на теплой печи под дедовым тулупом...Эхххх, все это кануло в прошлое...
    Спасибо тебе, за чудесный рассказ!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, траву я тоже косила. Дай мне сейчас косу в руки, я не смогу косить. Я часто косила траву лапку для домашнй животины. Мне еще вспоминаются игры наши детские.

      Удалить
  4. Хорошие у вас воспоминания, и написано так хорошо. И общего много с моим детством, вот только корову я не доила и печи русской у нас не было - паровое отопление было, да

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Паровое у нас было уже в новом доме. У всех найдется много общего о детстве. Приятные воспоминания.

      Удалить
  5. Галя,

    Спасибо огромное за воспоминания!
    Грустные, добрые, детские...они останутся с тобой навсегда.
    Как жаль, что в деревне уже никто не живёт...Там так красиво!

    Всего хорошего тебе, Галя!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, спасибо! Я даже не думала, что деревни уже может не быть. Представляла себе, как я буду бродить по деревне и вспоминать детство.

      Удалить
  6. Галочка, так трогательно и щемяще ты все описала. Пусть будет на память, потом Лиза прочтет.
    Я вот, начитавшись книжек, специально лазила по заборам, чтоб платье порвать, но никак не рвались. :))) зато были постоянно разбитые коленки. Как же ты пошла в медицину? за то что тебя поймали? :)))) Каждое слово твое откликнулось и моими воспоминаниями. Красивые места.
    Мне так хочется попасть в бабушкин поселок, а там тоже уже нет ничего и от дома следа не осталось. брат с дядькой ездит в те места за клюквой, да к деду на могилку. а мне снится бабушкин дом. Может к лучшему, что мы в те места не попадаем, пусть наша память их хранит в их лучшем виде.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вспомнилось. Где-то в конце 70-х были модными яркие полосатые кофточки трикотажные, лапша назывались, помнишь? У мамы были и у старшей сестры, так вот я отрезала рукава и шила из них себе гольфы для аэробики. Ха-ха!!!

      Удалить
    2. О, Галя! Коленки у меня тоже всегда были разбиты. Бабушка заставляла меня писать в посудину и потом мочу на коленки лила. Садизм!
      Верно, пусть память хранит.
      Ты находчивая с рукавами) Помню конечно, лапшу.

      Удалить
  7. Галочка, такой щемящий рассказ! Наверное, у нас всех есть похожие воспоминания.
    Я возле родительского дома теперь каждый день хожу, раньше очень больно было, а теперь ничего, привыкла.
    Новые хозяева всё по-своему переделали, так что мне, как и тебе, остались одни воспоминания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, наш второй дом, который родители построили, стоит сейчас рядом с домом брата. Перестроен, неузнаваем.
      Одно время мне очень хотелось попасть внутрь. И хорошо, что не попала. В памяти останется таким, как я его помню.

      Удалить
  8. Галя...не смотря на грусть, воспоминания твои светлы... Спасибо за рассказ, тихая печаль накрыла...все в прошлом.
    А деревни умирают повсеместно.

    ОтветитьУдалить
  9. Хороший и добрый рассказ, Галя)
    И не грустный вовсе! Думаю, что ты улыбалась вспоминая детство.)
    Но, горечь от невозможности вернуть время вспять - есть немного.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, совсем не грустный. А мне и не хочется возвращать его. Мы с сестрой много вспоминали о детстве. Смеялись, немного грустили. Хорошо, что есть что вспоминать и воспоминания хорошие.

      Удалить
  10. Вы действительно очень хороши пишете, доходчиво... картины сами встают перед глазами...
    как много всего Вы помните))про платья солидарна с Вами , наше детство тоже было в них) а сейчас девочки из шорт не вылазиют, а нам не разрешали)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Камилла , спасибо! Странно, я думала, что почти ничего не помню, а начала писать и , как по цепочке, вспоминалось одно за другим.

      Удалить
  11. Очень грустно конечно... А места шикарные . Так и представила себе печку и варенье из райских яблок...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Варенье хочу попробовать сварить. У соседки зреют яблочки райские. И даже орехи зреют в роще.

      Удалить
  12. Галя, читатала твою жизнь и думала, я хоть и не росла в деревне, а иногда находила что-то очень схожее. Прочитала про чулки и вспомнилось, как я хотела тоже очень гольфы.

    Ты так душевно пишешь, и читать тебя так хорошо, словно я опять унеслась в детство - и твое и мое. Жалко, очень жалко, что деревни больше нет. Взгрустнулось от этого. Но ведь деревня живет в твоей памяти!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кая, мне приятно, что я вернула тебя в детство. Я вот сейчас пишу и улыбаюсь . Надеюсь , что у тебя были приятные воспоминания.

      Удалить
  13. Навеяло своих детских воспоминаний :-)
    Я не была в деревне (по сути небольшой город) очень долго после смерти бабушки, а когда снова приехала, то была очень разочаровано. Мамин брат превратил родительский дом в свинарник (в переносном смысле), вырубил деревья и другие посадки.
    Больше я там не была. Сестры (двоюродные) говорят что там стало еще хуже.
    Стараюсь хранить хорошие воспоминания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, и эти воспоминания довольно цепкие. Хорошие!

      Удалить
  14. Молодость хороша тем, что впереди много будущего и мало прошлого...
    Старость интересна и ценна тем, что позади много прошлого и мало будущего...
    Галина, мне понравилось...хорошо и красочно описала тот отрезок времени.
    Рефлексирую...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо , Анастасия! Зато будущее в старости становится более ценным.

      Удалить
  15. Галина, какие интересные воспоминания! Даже корову доить приходилось...
    Такие деревеньки все больше умирают. У моей коллеги мама живет в такой деревне, в Ивановской области. Она недавно поделилась впечатлением от поездки. Молодежь оттуда уезжает, ведь не очень хочется в 21 веке стирать зимой в проруби, а там так и делают до сих пор. Правда на руки одевают вначале перчатки теплые, а сверху них резиновые. Дом деревянный, который был построен ещё дедом, до сих пор крепок, в нем очень хорошо спится, но его уже никому не продать и жить там никто не будет... Грустно все это...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, очень грустно. А ведь остаются большей частью пожилые в деревнях.

      Удалить
  16. Галина, спасибо за воспоминания из детства. А ты оказывается хулиганка была, по заборам лазила и платья рвала. Я читала и в моей памяти возникали свои образы из детства, о прабабушке, о ее доме и кстати большом на 2 дома старом и новом, и прялка, и ткацкий станок на котором я немного ткала половички. Я была там в детстве, а в прошлом году брат возил туда моих родителей, говорят деревня опустела, дом постепенно разрушается. А моя бабушка все время рассказывала, что её дед построил в соседней деревне церковь и деревню переименовали в его честь. Так говорили, я ничего утверждать не могу, но приятно сознавать что я родом из такой семьи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, в комментариях пишут много о брошенных деренях. Но все же приятно, что пост навеял приятные воспоминания о детстве.

      Удалить
  17. Галина, спасибо Вам за чудесный рассказ!! Тоже, читая, вспоминаю свою деревню, лето в ней. Такое счастливое детство у нас было!! Жаль, что вот так все пропадает и разваливается. Наша деревня пока стоит, и все 42 дома в ней при хозяевах, но круглый год живут лишь единицы. И те уже старики. Вспоминаю прежние времена, как же было там здорово, - стадо огромное, деток куча. В соседних деревнях сколько народу было. Поля засевались. Все развалилось. Даже поверить трудно в это.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя,я обратила внимание, что поля заросли травой. А ведь раньше колосились зерновые. Да, счастливое детство. Нас ведь домой было не загнать. А сейчас большинство детей обложены гаджетами.
      Спасибо вам, что читаете!

      Удалить
  18. Галя, спасибо!!!Вы очень атмосферно пишите! Становится уютно и приятно когда читаешь.

    ОтветитьУдалить
  19. Настя, спасибо! О приятном легко пишется.

    ОтветитьУдалить
  20. Неожиданно, правда. Я почему-то придумала тебе совсем другое детство, вовсе не деревенское)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот как! Когда я работала в доме престарелых моя шеф как-то сказала мне, что я слишком интеллегентна, чтобы работать здесь. Я много думала над ее словами. В прошлом медсестра, я не отличалась брезгливостью и ухаживала за нашими жильцами с уважением к их личности и старости.
      Ира, а что дало тебе думать, что я не деревенская?)

      Удалить
    2. Я даже не знаю. Дания.. и детство деревенское - не вяжется как-то)
      Хотя я ведь тоже деревенская. Интересно, кто-нибудь подозревает о моём крестьянском происхождении с первого взгляда?)

      Удалить
    3. Я думаю , что важно не происхождение, а сплав умственных и этических достоинств человека.

      Удалить
    4. ну ладно, успокоила)
      Когда училась в Минске в институте, не афишировала своё деревенское прошлое, глупая была, стеснялась)
      Кстати, там раньше ругательство было - ты что, из вёски? И родной язык был не модным.

      Удалить
  21. Галя, талантлива\ ты наша. С таким удовольствием прочитала твой пост. Ты очень хорошо пишешь. Стало тебпло, легко и грустно светлой грустью. Спасибо, дорогая, поэтичная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лола, иногда пишется легко. Наверное , потому что воспоминания светлые. Спасибо тебе!

      Удалить